О компании

Каталог

Новости

Контакты

 
   
                   
               
   

Реле

Блоки

Стативы

Шкафы релейные

Аппаратура АЛСН

Транспортабельные модули ЭЦ-ТМ

Муфты кабельные

Предохранители

Трансформаторы

Разрядники и выравниватели

Светофоры и шлагбаумы

Резисторы

Аппаратура ЧДК

Аппаратура ТРЦ

Электроприводы стрелочные

Гарнитуры стрелочные

Трансмиттеры и блоки дешифратора

Выпрямители

Преобразователи

Аппаратура управления и контроля

Панели питания

Перемычки и соединители

Дроссели и дроссель-трансформаторы

Устройства переключения и контроля

Педали и датчики

Сигнализаторы заземления

Стенды измерительные

Прочие изделия

Аппаратура связи

Ящики

   

ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ И ГАРНИТУРЫ СТРЕЛОЧНЫЕ

1. Общие сведения. История развития электроприводостроения в России

Стрелочные электроприводы предназначены для перевода, запирания и контроля положения стрелок электрической, диспетчерской и горочной централизации. Электроприводы устанавливают с правой или левой стороны стрелочных переводов на специальных гар­нитурах, Гарнитура в комплект поставки электропривода не входит и оказывается отдельно.

На железных дорогах России применяются электроприводы с внутренним замыканием невзрезные серии СП, ранее применялись также взрезные серии СПВ. В 1999 году начато серийное освоение производства новых электроприводов винтовых невзрезных с внут­ренним замыкателем типа ВСП-150.

Электроприводы серии СП предназначены для перевода, запира­ния и контроля положения стрелок с нераздельным ходом остряков.

До 1960 года осуществлялся промышленный выпуск электропри­водов типа СП-1, с I960 по 1970 год изготавливались электроприво­ды типа СП-2.

Электропривод типа СП-2 имеет один рабочий шибер и две кон­трольные линейки. В приводе предусмотрен двусторонний выход ра­бочего шибера и контрольных линеек, что позволяет на стрелочной гарнитуре устанавливать привод с правой или левой стороны стрел­ки путем перестановки рабочего шибера и контрольных линеек. От ранее выпускаемого электропривода СП-1 электропривод СП-2 от­личается тем, что имеет иную конструкцию редуктора, усиленный упор, фрикционное сцепление с вала электродвигателя перенесено на вал редуктора.

С 1970 по 1973 год изготавливались электроприводы типа СП-2Р. В 1970 году было введено раздельное крепление рабочих и контроль­ных тяг с остряками стрелок. В связи с переходом на гарнитуры с раздельным креплением рабочих и контрольных тяг диаметры при­соединительных отверстий в контрольных линейках и рабочем шибере в электроприводе были увеличены: в контрольных линейках электропривода типа СП-2Р стали 15 мм вместо 12 мм в электроприводе СП-2; в рабочем шибере СП-2Р — 26 мм вместо 20 мм в СП-2. Электроприводы типов СП-2 и СП-2Р были рассчитаны на перевод­ное усилие 2,5 кН (максимальное 3,50 кН).

Таким образом, электропривод СП-2Р отличается от выпускав­шегося ранее СП-2 только увеличенным диаметром отверстий на концах контрольных линеек и рабочего шибера.

С декабря 1973 года взамен электроприводов СП-2Р начали се­рийно выпускать стрелочные электроприводы типа СП-3.

Стрелочный электропривод типа СП-3 имеет один рабочий шибер и две контрольные линейки; предназначен для перевода, запира­ния и контроля положения стрелок всех типов с нераздельным хо­дом остряков. В приводе предусмотрен двусторонний выход рабоче­го шибера и контрольных линеек, что позволяет на стрелочной гар­нитуре устанавливать привод с правой и левой стороны стрелки (пу­тем перестановки рабочего шибера и контрольных линеек).

Электропривод типа СП-3 имеет следующие преимущества перед ранее выпускаемыми СП-2 и СП-2Р:

- переводное усилие на рабочем шибере привода СП-3 увеличе­но на 2 кН и доведено в среднем до 4,5 кН. Привод может развивать максимальное переводное усилие до 6 кН, что достигнуто за счет увеличения передаточного числа редуктора до 70 вместо 55 в элект­роприводах СП-2 и СП-2Р и применения электродвигателя МСП-0,25 вместо МСП-0,1;

- облегчено эксплуатационное обслуживание в части быстроты замены пружин автопереключателя. В электроприводе СП-3 в авто­переключателях применены пружины растяжения, которые устанав­ливаются над рычагами авто переключателя, взамен пружин круче­ния в СП-2Р;

- введен электрообогрев привода для уменьшения образования конденсата и устранения явления индевения контактов; установлены прозрачные колпаки из пластмассы над контактными колодками для устранения попадания конденсата на контактные пластины, а также улучшена герметизация корпуса привода за счет увеличения захода бортов крышки на 18 мм вместо 13 мм в приводе СП-2Р.

С 1982 года начали серийно выпускать стрелочные электроприво­ды типа СП-6 для электрической централизации с улучшенными экс­плуатационными характеристиками по сравнению с электроприво­дами типа СП-3. Для маневровых районов станций применяются также электроприводы типа СПГ-ЗМ на базе электропривода СП-6, бесконтактные электроприводы типа СПГБ-4 на базе электроприво­да СП-3 и СПГБ-4М на базе электропривода СП-6.

С января 1993 года начался выпуск электроприводов СП-6М вме­сто СП-6.

Для высокоскоростного движения выпускается электропривод СП-12 для работы с внешним замыкателем. Главным отличием электропривода СП-12 от СП-6М является другой ход шибера и ход кон­трольных линеек, а также то, что запирание прижатого остряка осу­ществляется внешним замыкателем, а удержание отведенного остря­ка с помощью внутреннего замыкателя.

С июля 1995 года начали серийно выпускать бесконтактные го­рочные электроприводы СПГБ-4Б вместо СПГБ-4М.

Таким образом, в настоящее время для магистрального железно­дорожного транспорта выпускаются промышленностью электропри­воды СП-6М и СП-12 и горочные СПГБ-4Б.

В 1999 году начато серийное освоение производства новых элект­роприводов — винтовых невзрезных с внутренним замыкателем типа ВСП-150.

Для метрополитенов в настоящее время выпускаются электро­приводы типа СП-6БМ с бесконтактным автопереключателем. В метрополитенах применяются также электроприводы СП-6, СП-6М и СПГБ-4М.

На сортировочных механизированных горках для перевода, запи­рания и контроля положения стрелок с нераздельным ходом остря­ков применяются электроприводы типов СПГ-2, СПГ-3, СПГ-ЗМ, СПГБ-4, СПГБ-4М и СПГБ-4Б.

Электроприводы типов СПГ-2 и СПГ-3 имеют конструкцию, аналогичную соответственно электроприводам СП-2 и СП-3, но пе­редаточные числа редукторов у них меньше, благодаря чему достига­ется повышенная скорость перевода стрелки. Передаточное число редуктора привода СПГ-2 составляет 43 вместо 55 в СП-2, а привода СПГ-3 - 35 вместо 70 в СП-3.

Диаметры присоединительных отверстий в контрольных линей­ках горочных электроприводов типов СПГ-2 и СПГ-3 составляют 12 мм, в рабочем шибере — 20 мм, т, е. такие же, как в контрольных и рабочих линейках приводов СП-2.

В горочных электроприводах СПГ-2 и СПГ-3 устанавливается электродвигатель постоянного тока типа МСП-0,25 на номинальное напряжение 100 В. Для получения более высокой скорости перевода стрелки на клеммы электродвигателя подается напряжение 200 В.

Применяемые на сортировочных горках бесконтактные электро­приводы типа СПГБ-4 выпускались на базе электропривода СП-3.

Последними модификациями горочных электроприводов являют­ся контактные электроприводы типа СПГ-ЗМ на базе электроприво­да СП-6, бесконтактные электроприводы типа СПГБ-4М на базе электропривода СП-6 и бесконтактные электроприводы типа СПГБ-4Б на базе электропривода СП-6М.

В настоящее время выпускаются горочные электроприводы толь­ко типа СПГБ-4Б.

Ранее выпускавшиеся электроприводы серии СПВ предназнача­лись для перевода, запирания и контроля положения стрелок с раздельным ходом остряков и имели два рабочих шибера и две контрольные линейки. В приводах СПВ предусматривался двусторонний выход рабочих шиберов и контрольных линеек, что позволяло на стрелочной гарнитуре устанавливать привод с правой или левой стороны стрелки (путем перестановки рабочих шиберов и контрольных линеек).

До 1974 года изготавливались электроприводы типа СПВ-5, кото­рые имели максимальное переводное усилие 2500 Н. С 1974 по 1990 год изготавливались электроприводы типа СПВ-6, которые имели по сравнению с СПВ-5 следующие преимущества:

переводное усилие на рабочих шиберах привода СПВ-6 увеличе­но и доведено до 3 кН, что достигалось за счет применения типового редуктора от электропривода типа СП-2Р с передаточным числом 55 вместо 43 в приводе СПВ-5 и электродвигателя постоянного тока типа МСП-0,25. Переводное усилие на рабочих шиберах привода СПВ-6 могло быть увеличено до 4,5 кН (максимально 6 кН), если применить редуктор от привода СП-3 с передаточным числом 70;

улучшено эксплуатационное обслуживание в части быстроты за­мены пружин автопереключателя. В электроприводе СПВ-6 в авто­переключателях применялись пружины растяжения, которые уста­навливались над рычагами автопереключателя, взамен пружин кру­чения в приводе СПВ-5; был введен электрообогрев привода для уменьшения образования конденсата и устранения явления индевения контактов и установлены прозрачные колпаки из пластмассы над контактными колодками для устранения попадания конденсата на контактные пластины.

Увеличение массы и скоростей движения поездов, применение новых конструкций стрелочных переводов из рельсов тяжелых типов с гибкими остряками, жестко связанными между собой тягами, иск­лючили возможность применения электроприводов серии СПВ, тре­бующих обязательно раздельного хода остряков. Учитывая это, а также целесообразность применения на сети железных дорог единой унифицированной конструкции, производство электроприводов се­рии СПВ прекращено.

Электроприводы серий СП, СПГ и СПВ обеспечивают ход рабо­чих шиберов (154 ± 2) мм и имеют контактную систему врубающегося

типа. Ход шиберов электропривода СПВ-5 составлял (152 ) мм.

Горочные электроприводы СПГБ-4, СПГБ-4М и СПГБ-4Б име­ют бесконтактные автопереключатели. Применяемые в метрополите­нах электроприводы СП-6БМ имеют также бесконтактные автопе­реключатели.

Внутри электроприводов всех типов имеется блокировочный контакт, выключающий привод из электрической цепи в момент открывания крышки привода в целях безопасности обслуживающего персонала. При отсутствии электропитания привод может быть пе­реведен с помощью специальной рукоятки, поставляемой вместе с каждыми пятью электроприводами. При снятом электродвигателе привод может быть также переведен на ручное управление, для чего к каждым пяти приводам, помимо специальной рукоятки, прикла­дывается ось ручного перевода.

При заказе электроприводов необходимо указать тип электропривода, номинальное напряжение и тип электродвигателя, а также ука­зать выход шибера (справа или слева).